«Baldur’s Gate – это полное и триумфальное оправдание всех надежд и чаяний. Это игра, которая будет прославлена во времени и пространстве.»
«Навигатор игрового мира», №1 за 1999г
Главный герой «Baldur’s Gate» осознаёт себя приёмным сыном монаха Гориона в цитадели знаний - Кэндлкипе; монастыре-библиотеке неподалёку от Врат Балдура.
Однако его безмятежная жизнь быстро заканчивается: отец велит собираться в путь, ничего не говоря о цели путешествия. В первую же ночь они попадают в засаду, причём Герой понимает, что напавшим нужен именно он. Горион жертвует собой ради спасения сына, и Герою удаётся убежать.
А утром следующего дня его догоняет монастырская подружка – Имоен. (На самом деле она приходится сестрой герою, но ни он, ни она об этом не знают.)
Так начинается путешествие в полном опасностей мире, о котором Герой, до сих пор живший за монастырскими стенами, не знает практически ничего. Первые же встречные сообщают о «железном кризисе»…
Даже в современном мире железо играет большую роль, а в те времена и в том мире без него невозможно обойтись: доспехи, оружие, сельскохозяйственные орудия, гвозди, подковы и прочее. Когда же оказывается, что имеющиеся предметы выходят из строя, а добываемая железная руда не годится для выплавки, мир охватывает хаос. В довершение всего выясняется, что караваны с хорошей рудой, доставляемой издалека, подвергаются атакам бандитов; а соседнее государство, Амн, вот-вот пойдёт войной на Врата Балдура. Словно этого мало, на Героя, куда бы он ни пошёл, открывают охоту многочисленные наёмники…
Постепенно распутывая этот клубок, Герой раскрывает обширный, тщательно продуманный заговор, во главе которого стоит его брат, Саревок: в случае удачи он стал бы главой Врат Балдура, уничтожив при этом всех своих братьев и сестёр.
Такова главная линия истории первой игры; а теперь перейдём к её особенностям. Начнём с генерации персонажа, которая значительно отличается от всех современных игр.
Все характеристики героя выдаются сразу, при его создании, никакого роста силы или ловкости при повышении уровня не будет: бросаем «кубики», смотрим на результат, если не нравится – повторяем нужное число раз.
Кстати, максимальный численный показатель характеристики для людей – восемнадцать единиц; все показатели в идеале должны быть хотя бы чётными. Конечно, эльфы и полурослики имеют плюс одну единицу к ловкости, а дварфы – к телосложению.
Любая нечеловеческая раса имеет возможность мультиклассового развития: эльф попеременно увеличивает классы воина и вора. Но такой герой будет не слишком хорош: чуть выше среднего как воин, чуть лучше среднего вора. К тому же классовые умения будут повышаться у него через уровень – долго ждать!
В отличие от не-людей, людям подвластны любые классы, только человек может стать паладином! Правда, мультикласс не доступен для человека, зато у него есть дуал-классирование: после достижения третьего уровня воин может «забыть» свои способности и стать вором: при условии, что ведущая воровская характеристика – ловкость – у него не ниже семнадцати единиц. (Правда, есть ещё один подводный камень – мировоззрение. Вор не может быть порядочно-добрым; воин, решивший нести свет окружающим, потеряет возможность очищать их карманы.) Почему после третьего уровня? На третьем уровне воин получит бонус к владению оружием, вору же первой части игры такой бонус недоступен. Таким образом, мы получим вора, способного носить тяжёлую броню, надевать шлем, брать в руки тяжёлый щит и полуторный меч – а заодно находить ловушки и взламывать замки.
Мировоззрение играет роль при комплектации группы: порядочно-добрые не любят хаотично-злых; рано или поздно в отряде возникнет драка, прекратить которую невозможно до смерти одного из поединщиков. (В одно из прохождений у меня был случай, когда добрые Халид и Джахейра сразу после присоединения к отряду вступили в бой со злой парой – Кзаром и Монтароном. В тот раз добро победило.)
Кроме мировоззрения спутников играет роль и репутация отряда: снижаются цены в магазинах, становятся доступными некоторые квесты; при достижении репутации в двадцать единиц злые спутники могут покинуть отряд или откажутся в него вступать.
Спутников героя в игре двадцать пять, причём среди них четыре «неразлучные пары».
Это ещё одна особенность «Baldur’s Gate»: некоторые NPС предпочитают ходить исключительно парами – если вы уволите из партии одного, тут же уйдёт и второй, иногда это создаёт неудобства. Например, у могучего Минска весьма посредственная подружка, не слишком нужная в группе. Пару можно разделить очень просто: завести ненужного в дом и уволить, выйти наружу и забрать своего спутника уволенный не сможет. Конечно, заходить в этот дом больше нельзя.
Главной и едва ли не лучшей особенностью игры с моей точки зрения является её нелинейность: после выхода их Кэндлкипа герою для посещения доступны тридцать семь наземных локаций из пятидесяти двух!
Перемещения отряда не ограничиваются, как в «Divinity: Original Sin II», но при этом легко нарваться как на засаду при переходе между локациями, так и на грозных обитателей очередной зоны, справиться с которыми начинающим героям очень непросто.
Зато открывается возможность по укомплектованию отряда лучшим снаряжением! Да, предметы первой части игры раз и навсегда привязаны к своим местам – с моей точки зрения это очень здорово! – остаётся только суметь их отыскать, купить, украсть, или снять с трупов. (Впрочем, ещё неизвестно, кто с кого и что снимет: лучшее оружие всегда входит в экипировку могучих противников; а самое лучшее – конечно, у Дриззта До Урден.)
Кстати: оружие и броня первой части не привязаны к уровню героя, начинающий вполне может взять в руки лучший клинок и надеть лучшую броню, равно как и маг первого уровня спокойно прочитает свиток с заклинанием седьмого уровня. Вот только поможет ли им это?
Если не поможет – придётся загружать последнее сохранение: главного героя, в отличие от его спутников, воскрешать нельзя. Вообще гибель пары хорошо экипированных спутников превращается в изрядную проблему: необходимо не только быстро добежать до ближайшего храма, но и забрать всю экипировку павших – иначе она исчезнет через трое игровых суток – а рюкзаки героев первой части - увы! – ничтожно малы.
Чтобы подобного не произошло, надо постоянно контролировать ход боя, для начала задав каждому спутнику линию поведения: например, приказав вору при виде врага уходить в тень и первым делом атаковать вражеских магов, а своему магу – держаться подальше от вражеских воинов. Впрочем, в игре есть великий помощник: пауза! Поставил её и отдавай индивидуальные приказы. Зато сохранять игру во время боя, конечно же, нельзя. И да: враги не растут в уровнях параллельно росту героя! Класс!
Очередная «фишка» первой части касается снаряжения врагов: если против вас воин в тяжёлой броне со щитом и мечом, то будьте уверены: после его уничтожения вы получите и щит, и меч, и тяжёлую броню, да ещё разную мелочь вроде зелий, денег и свитков. Проще говоря, всё, что есть у врага, станет вашим после его уничтожения. Прекрасно!
Однако обогатиться таким способом не удастся: за каждую следующую партию одинаковых доспехов или оружия торговец будет давать всё меньшую цену – зато золото у него никогда не закончится! Некоторые предметы у отдельных продавцов можно украсть, но пополнить свои финансы вновь не удастся: купцы «чуют» украденное у их коллег и категорически отказываются покупать его.
Графика? Ну да, не трёхмерна, но вполне себе достойна для своих лет. Я никогда не считал её главной в игре; главное – интересная история, нелинейность прохождения, нескучные квесты, содержательные диалоги и удобная механика игры. Поверьте, всё это есть в «Baldur’s Gate»! Благодарю за внимание!
Удачи всем вам!
P.S.
Подписываюсь под каждым словом!!!